мы в соц.сетях

Обменный курс поколений

Обменный курс поколений

У зрелых людей часто есть ценный опыт, которого не хватает молодым, а у молодых — современные навыки. Между тем большинство людей не общаются с людьми других поколений, а ведь это может принести так много пользы. Социологи разобрались, что же происходит, когда общаются и взаимодействуют люди разных возрастов.

«Ты нужен мне, а я — тебе: молодые, пожилые и то, чего мы можем достичь вместе» — так назвали свой отчет некоммерческие организации, которые занимаются развитием межпоколенческих отношений. Фонды Generations United и The Eisner Foundation провели онлайн-опрос среди 2171 американца старше 18 лет. Оказалось, 53% респондентов редко проводят время с людьми других поколений, кроме членов своей семьи. «Межпоколенческая дружба — скорее исключение, чем правило, и в основном мы видим разделение по возрасту», — приходят к выводу исследователи.

Студенты учатся с ровесниками, молодые взрослые работают и отдыхают с людьми своего возраста, а пожилые общаются между собой и со своей семьей. Однако, когда поколения объединяются, это может поменять отношение к друг другу: в нем появятся понимание и большой потенциал для развития.

Отсутствие контакта с людьми других поколений часто приводит к эйджизму — мышлению, враждебно разделяющему мир на «мы» и «они», — а также к упущенным возможностям. 76% опрошенных считают эйджизм серьезной общественной проблемой. Когда люди разных поколений делают что-то вместе, это помогает увеличить сочувствие друг к другу и сломать стереотипы. А также позволяет взглянуть на человека непросредственно, а не как на «старого» или «молодого».

Но есть и воодушевляющие новости: во всем мире начинают появляться проекты, направленные на объединение поколений.

Например, в Финиксе (Аризона) пожилые люди проходят обучение и становятся тьюторами — сопровождающими для детей с особенностями развития. В проекте WovenLife (англ. «Связывая жизни») в Оклахоме дети, взрослые, пожилые люди вместе занимаются искусством, играют, рассказывают истории, без разделения на занятия для возраста, вместе отмечают праздники и ходят на пикники.

Поддерживают проекты некоммерческие фонды, такие как Generations United (англ. «Объединенные поколения»). На сайте фонда сейчас более 700 проектов в США, направленных на объединение поколений.

Взаимодействие и взаимообмен

Жизненный опыт и мудрость зрелых людей могут помочь молодым в по-настоящему трудных ситуациях. Например, в городе Гейтерсберге (США) работает программа «Смелый разговор», в рамках которой детям, столкнувшимся с дискриминацией, помогают взрослые, которые сами прошли через дискриминацию. В программу пришла 18-летняя Зара, иммигрантка из Кувейта, которая столкнулась с дискриминацией в школе, с ощущением, что ей не рады, и чувством небезопасности. Другие участники программы — пожилые жители городка, которые прошли Холокост и Вторую мировую войну. Истории 80-, 90-летних участников программы, обладающих невероятной внутренней силой и жизнелюбием, оказывают молодым по-настоящему ценную поддержку.

Интерес к межпоколенческим отношениям объединяет людей. Согласно опросу:

 77% взрослых хотели бы, чтобы в их сообществе было больше возможностей для взаимодействия разных поколений;

 92% взрослых верят, что другим взрослым полезно общаться с детьми; 93% взрослых уверены, что дети развиваются, играя и общаясь со взрослыми;

 93% считают, что дети и молодежь уязвимы и их нужно защищать; 92% думают то же самое и о взрослых;

 88% взрослых хотят, чтобы государство вкладывало средства в благополучие и пожилых, и молодых.

Проекты, направленные на развитие межпоколенческих отношений, могут быть и такими, как программа DOROT. В Нью-Йорке 7 тысяч детей, подростков и молодых людей посещают 3 тысячи пенсионеров, столкнувшихся с изоляцией. В рамках программы действуют книжный, кулинарный и музыкальные клубы, объединяющие на занятиях людей всех возрастов. В округе Сан-Диего на уровне местного управления образована команда координаторов, подыскивающих взрослых волонтеров для нуждающихся детей. Центр межпоколенческих отношений создает безопасное, практически домашнее пространство для людей от шести месяцев до возраста 100+. «Молодые учатся уважать и общаться со старшими, а старшие радуются, наблюдая детские игры и слыша детский смех — и заводя множество юных любящих друзей», — пишут на сайте центра.

В Канаде педагог младших классов Мария Кортезе устроила для своего класса занятия в саду 90-летнего Джима. К Джиму педагог однажды зашла случайно — он был ее соседом. Затем дети стали приходить в сад ухаживать за растениями под руководством Джима. «Я бы хотела, чтобы в сегодняшнем мире дети были добрые и строили сильные отношения. Это две вещи, которые могут стать основой для остального», — рассказывает Мария. История дружбы Джима с классом — трогательный пример связи между людьми и того, что все поколения могут учиться, учить и радовать друг друга.

Многочисленные исследования показали, что межпоколенческое взаимодействие позволяет всем участникам побыть в роли и ученика, и учителя и способствует тому, чтобы пожилые люди узнавали новое. Совместная работа, например в саду, «развивает взаимное уважение, критическую рефлексию, навыки заботы и помогает справиться с ощущением недостатка ресурсов, давая доступ к ним и контроль», — пишет Барри Хейк, специалист по обучению в зрелом возрасте.

В 2014 году Стэнфордский центр долголетия в сотрудничестве с другими организациями провел конференцию под названием «Передай дальше». По мнению ученых, именно у пожилых людей есть, что «передать дальше». Они могут стать теми самыми важными взрослыми, которые необходимы каждому подростку и ребенку. Межпоколенческие отношения — это пример ситуации, в которой выигрывают все участники: и младшие, и старшие. Это ключ к тому, чтобы в зрелом возрасте почувствовать себя нужным, сыграть важную роль в жизни другого и провести свои зрелые годы по-настоящему плодотворно. 

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Если у Вас есть просьбы и предложения по улучшению сайта, напишите нам

Написать нам