Пушкинский театр 4 сентября открывает сезон выставкой художника-монументалиста Анатолия КАЦУКА
Владивостокский ГО
Пушкинский театр ДВФУ (Владивосток) 4 сентября в 17 часов откроет новый 132-ой творческий сезон выставкой Заслуженного художника России Анатолия Кацука /1940-2008/ «ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА».
Выставка представит произведения Мастера из собрания его семьи, эскизы и фотографии монументального искусства, редкие образцы гобеленов из Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева и частных коллекций. Зрители смогут увидеть более 150 работ, выполненных художником в различных техниках.
Проект призван напомнить жителям Владивостока о творчестве удивительного приморского художника, чьи работы сложно описать в сухом пересказе искусствоведческих терминов и определений.
Мастер непрестанно осваивал различные техники, жанры, выразительные средства и направления. Признанный основатель шпалерного искусства в Приморье, Кацук, работая наравне с ленинградскими, московскими и прибалтийскими коллегами, привнес в тканную живопись мотивы дальневосточной природы, создал образ Владивостока в сложной и трудоемкой технике, где любая неточность и «фальшь» перечеркивает пройденный путь к результату.
Живопись Анатолия Кацука особая сфера, вобравшая в себя результаты поисков и экспериментов художника, стремящегося не просто отыскать свою манеру, но освоить язык, соответствующий выбранной теме, образу, содержанию. Опытный зритель заметит, что Кацук выходит за рамки «шикотанской группы» и свойственной для неё стилистики неореализма. Кацук переходит от «сурового стиля» к экспрессионистической манере, фиксируя на холсте своё эмоциональное состояние, переживание от встречи с «бесконечным простором великого Тихого океана, величественной статью приморского ландшафта...».
Принятое Кацуком представление о форме и цвете не только ушло далеко от коллег-шикотанцев, но и находится в полном соответствии с тем, что исповедовали многочисленные немецкие экспрессионисты (Габриэла Мюнтер, Франц Марк, Кампендонк, Делоне).
Важный мотив в творчестве Кацука – природы. Художник раскрывает эту тему через осознание неизбывности, бесконечности и чистоты нерукотворного пространства.
Панно Кацука сохраняли общую для страны тематическую направленность. Они романтичны и идеалистичны, искренно рассказывают о труде моряков, строителей и рыбаков, давних приятелях художника. Мозаики Анатолия Кацука и его товарища Владимира Онуфриенко завершили формирование облика Владивостока перед вступлением города в эпоху архитектурного террора и агрессивной эклектики.
Выставке предшествовала длительная исследовательская и поисковая работа сотрудников Пушкинского театра ДВФУ и студентов университета, в том числе обучающихся на программе «Арт-менеджмент и музейное кураторство», реализуемой ДВФУ совместно с Государственной Третьяковской галерей.
Творчество Мастера связано с Владивостоком, Приморским краем, красотой Дальневосточной природы. Его работы сегодня украшают частные собрания и музеи России, США, Кореи, Австралии, Японии, а жителям Владивостока хорошо известно монументальное творчество: Планетарий в Доме детского творчества, композиция «Земля, Вода, Небо» на видовой площадке «Орлиное гнездо» и другие.
Монументалистика А. Кацука занимает особое место в концепции выставки. По замыслу организаторов, работы художника в этом направлении должны напомнить жителям о значении городского пространства.
Выставка в Пушкинском театра продлится 3 месяца и завершится 4 декабря.
Пушкинский театр благодарит за поддержку проекта и деятельное участие в его реализации:
Группу компаний «Доброфлот» и лично Александра Ефремова,
Союз «Приморская Торгово-промышленная палата»
и лично Бориса Ступницкого и Михаила Веселова,
Центр судоремонта «Дальзавод» и лично Юрия Беспалова,
Музей истории Дальнего Востока им. В. Арсеньева и лично Виктора Шалая,
Торгово-выставочный комплекс «КАЛИНА МОЛЛ» и лично Валерия Финтисова и Дмитрия Макаренко.